NHRA. Новый регламент классе Pro Stock. Панацея?

14 декабря 2017/

Что происходит в единственном атмосферном четырехколесном Pro-дивизионе NHRA? Прогнозы неутешительны.

Dodge практически полностью свернул свою гоночную программу, пилоты массово бегут под крыло Chevrolet, новыми рекордами уже пару лет даже и не пахнет, зрители повально покидают трибуны на время заездов, а сам класс можно с чистой совестью переименовывать в Pro Stock Camaro. Ясно как белый день, что ситуация требует немедленных перемен, чтобы сохранить привлекательность дивизиона для общественности.

И перемен, в первую, очередь в регламенте. Как минимум, можно было бы увеличить максимально допустимые обороты двигателя, подвинув ограничитель с 10500 об/мин до хотя бы 12000, но и в этот раз техническая комиссия NHRA пошла своим путем, проигнорировав пожелания людей, которые варятся в этой индустрии непосредственно изнутри, приняв максимально спорное решение из всех возможных.

2.jpg

С 2018 года командам разрешат использовать любое сочетание сертифицированных силовых агрегатов в сертифицированных кузовах. Т.е. наличие Hemi станет вполне возможным под капотом Camaro, a DRCE от General Motors можно будет поставить даже в Ford Mustang, которые уже давно исчезли со стрипов в контексте этого класса. Давайте попробуем разобраться в мотивациях боссов NHRA, потому что вопрос «Зачем?», интересует, я думаю, не только меня.

Очевидно, что после перехода на электронный впрыск топлива и введения ограничителя оборотов, Hemi окончательно перестал быть конкурентом DRCE, и дело тут в конструктивных особенностях двигателей. Если вкратце, то пиковый крутящий момент Hemi развивает на более высоких оборотах, нежели DRCE, и когда было разрешено крутить моторы до 14500 об/мин, это различие не имело особой важности. В итоге Dodge постепенно сокращал свою программу, а теперь практически полностью сконцентрировал свои финансы на нитрометановых дивизионах, просто потому что создание нового конкурентоспособного мотора требует огромных денежных, человеческих, производственных и временных ресурсов.

И верхушка NHRA на этой почве по доброте, так сказать, душевной сделала для Dodge и Ford поблажку: «Не заморачивайтесь, мол, над созданием новых силовых установок, ставьте DRCE в свои болиды и гоняйте на здоровье». С одной стороны это существенно снижает входной барьер и уравнивает шансы команд, а с другой мы получаем полное уничтожение принадлежности к бренду.

Просто представьте себе на трибунах фаната в майке «Mopar or no car», который будет стоя, аплодировать пилоту в кокпите Dodge Dart, который пересек финиш первым исключительно благодаря двигателю от General Motors. Лично для меня подобная картина реально только лишь в какой-нибудь другой параллельной вселенной, но никак не на ивентах самой масштабной дрэговой серии в мире. Подавляющее большинство фанатов называют новый регламент последним гвоздем в гроб класса, но давайте посмотрим, что же думают на сей счет непосредственные участники национального первенства.

3.jpg

Дрю Скиллман. Обладатель премии «Новичок Года - 2015»: «Я считаю, что новый регламент – неплохая отправная точка. Мы все вскоре увидим, насколько эта идея окажется работоспособной. Если же произойдет иначе, команды смогут остаться при своем, ведь новые правила насильно никого ни к чему не обязывают, а просто предоставляют новые возможности. Определенный плюс я вижу в том, что эти перемены не ударят по бюджетам команд».
Шейн Грей: «Это отличная возможность для новых участников, которые просто могут купить конкурентоспособный мотор, поставить его в любой из разрешенных кузовов и потягаться на равных с лучшими пилотами в индустрии».
Дерик Крамер. Сменил Dodge Dart на Chevrolet Camaro в 2018 году: «Это шаг в нужном направлении, ведь болельщики в первую очередь переживают за команды, ассоциирующиеся с любимым брендом. Для большинства из них нет никакой разницы, что стоит под капотом, если первым финишировал болид с логотипом их любимой марки».
Джон Нобил. Ветеран «на пенсии»: «В NHRA приняли верное решение, ведь мы все видим, что Dodge не может тягаться с GM при существующем ограничении на максимально допустимые обороты, но теперь эта проблема решена. Равно как и решена проблема для Ford Motors, которым теперь нет нужды разрабатывать новую силовую установку. Я в этом вижу только плюсы».

4.jpg

Не лишним будет упомянуть, что все четыре пилота, чьи мнения мы привели выше, либо выступали, либо выступают, либо будут выступать в 2018 году за General Motors, поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию, все эти перемены ни на них, ни на их конюшнях вообще никак не скажутся. А вот двум другим представителям Большой Тройки придется пойти на своеобразное, с позволения сказать, предательство, чтобы остаться в рамках конкурентоспособности.

Да, это спорт. А любой спорт возможен исключительно в рамках четкого регламента. И теперь, как говорится, нам с этим регламентом жить. От себя лишь добавлю, что Dodge с мотором от GM – это, пожалуй, то, что мне меньше всего хотелось бы видеть на стрипах NHRA. Но мое мнение, как и мнение огромной армии фанатов дрэг-рейсинга, боссов ассоциации всегда волновало меньше всего, несмотря на то, что именно мы делаем им кассу, покупая билеты, атрибутику и платные трансляции.

Андрей Кринкин
Фото: NHRA.com
другие статьи