Viva la France. Как Алёшин помог Бурдэ победить в Питере

14 марта 2017/ smp
Первый этап нового сезона IndyCar стал лучший демонстрацией того, что в этой гоночной серии может произойти все что угодно. В американском Сент-Питерсберге победу одержал пилот, стартовавший с последней позиции. Как это произошло, рассказывает в эксклюзивном обзоре комментатор телеканала Viasat Sport Сергей Беднарук.

Говоря в начале прямой трансляции из Сент-Питерсберга о том, что в IndyCar результаты квалификации не имеют определяющего значения и в гонке может победить каждый, я, честно говоря, и не предполагал, насколько пророческими окажутся мои слова через два с половиной часа.

Последние семь лет каждый новый сезон IndyCar, главной формульной серии Америки, берет старт на улицах американского Питера – флоридского Сент-Питерсберга, который 125 лет назад был основан русским эмигрантом Петром Дементьевым, который и назвал его в честь города на Неве. Это не совсем типичная городская трасса, поскольку частично она пролегает по территории местного аэропорта малой авиации, взлетно-посадочная полоса которого служит во время гонок старт-финишной прямой.



В прошлом году на трассах такого типа обычно преимущество имели пилоты на машинах с моторами и аэрообвесами от Chevrolet. Однако с самого начала этого уик-энда в Сент-Питерсберге темп задавали представители лагеря Honda – в первой пятничной тренировке лучшим стал продолжатель знаменитой гоночной династии Марко Андретти, а по итогам второй сессии таблицу возглавил четырехкратный чемпион Скотт Диксон, чья команда Ganassi в межсезонье как раз ушла от Chevrolet к Honda. Новозеландец сохранил первую строчку и последней перед квалификацией тренировке в субботу утром.

И все же первый поул сезона достался Chevrolet – сэкономив после первых двух сегментов квалификации один новый комплект мягких шин Firestone прошлогодний вице-чемпион IndyCar Уилл Пауэр из Penske оказался в финальном сегменте квалификации быстрее Диксона. Однако в воскресенье фортуна явно была не на стороне австралийского пилота…

2_.jpg

На старте гонки Пауэр реализовал преимущество поул-позиции, но несколько столкновений, произошедших на первом круге (зачинщиком стал Чарли Кимболл, сначала отправивший в разворот Грэма Рейхола, а затем еще и задевший Карлоса Муньоса), привели к появлению на трассе автомобиля безопасности. И после ухода пейс-кара на пит-лейн Уиллу уже не удалось защитить лидерство – в первом повороте его по внешнему радиусу прошел Джеймс Хинчклифф, который начинал гонку с третьего места, но уже на старте опередивший Диксона.

По ходу стартового отрезка гонки Пауэр был не в стоянии угнаться за Dallara-Honda канадского напарника Михаила Алёшина по команде Schmidt Peterson Motorsports – причиной этого стала вибрация, которая появилась на машине после того, как Уилл перетормозил в самом первом повороте гонки. В итоге вместе со своим гоночным стратегом он решил раньше основных соперников провести первый пит-стоп для замены шин и дозаправки. Однако покидая своих механиков Пауэр переехал неубранный в сторону гайковерт – а по правилам IndyCar за это следует штраф в виде проезда по пит-лейн.

Наказание отбросило австралийского пилота Penske далеко назад. И хотя затем за счет желтых флагов ему удалось сократить отставание от основного пелотона и пробиться на третье место, в самой концовке гонки чемпиона 2014 года и одного из главных фаворитов нынешнего первенства ждала еще одна неудача – на последних кругах двигатель Chevrolet стал барахлить, вынудив Пауэра сначала замедлиться и без боя пропустить вперед всех соперников, а затем и вовсе вернуться на пит-лейн.

Из грязи в князи

3_.jpg

Если Пауэр стал одним из главных неудачников первой гонки нового сезона IndyCar, то выступление в воскресенье Себастьена Бурдэ напоминало счастливую сказку. В межсезонье экс-пилот Формулы 1 и четырехкратный чемпион серии Champ Car расстался с терпевшим финансовое бедствие коллективом KV Racing и перешел в команду Дейла Койна, за которую несколько лет назад уже выступал. Причем француз привел с собой специалистов, которые работали с ним в его самые успешные годы выступлений за океаном.

Однако начинался уик-энда для Бурдэ и его «новой старой» команды далеко не лучшим образом. В квалификации он заблокировал тормоза (кстати, с новыми колодками в Сент-Питерсберге проблемы были у многих пилотов) и вылетел с трассы, вызвав появление красных флагов. По правилам IndyCar это означало, что Себастьену придется стартовать с последней, 21-й позиции. Будущего триумфа ничего не предвещало.

Но в этом и есть прелесть IndyCar – разрешенные в серии по ходу гонок дозаправки, позволяющие проявлять гибкость в тактике пит-стопов, и фактор неожиданности, вносимый нередким для этих соревнований появлением на трассе автомобиля, могут внести серьезные корректировки в ход заезда. Так и случилось на сей раз в Сент-Питерсберге.

Большинство пилотов, шедших по ходу стартового отрезка дистанции в десятке сильнейших, решили оттянуть первый пит-стоп – и прогадали. Как раз в разгар волны дозаправок из-за обломков на гоночном полотне на трассу снова выехал автомобиль безопасности – и преимущество получили те, кто уже успел побывать у механиков, поскольку остальным пришлось это делать под желтыми флагами, когда все их преимущество уже сошло на нет.

Поэтому после первой волны пит-стопов на первые роли вышли гонщики, которые поначалу были в тени. В качестве лидера Хинчклиффа сменил действующий чемпион Симон Пажено, который из-за проблем с тормозами в квалификации стартовал лишь 14-м. Впрочем, долго удерживать первую позицию французский пилот Penske не смог – вскоре Симона догнал и уверенно опередил его соотечественник Бурдэ, который, как вы помните, и вовсе начинал гонку самым последним.

Выйдя вперед, проживающий ныне как раз в Сент-Питерсберге уроженец Ле-Мана инициативу уже никому не отдал. И хотя на отдельных отрезках последующей дистанции Пажено порой был быстрее, но на финальных кругах Бурдэ лучше расправлялся с круговыми и смог оторваться от преследователя на десять секунд, одержав сенсационную победу при старте с последнего места.

4_.jpg

Этот успех стал для Бурдэ 35-м в гонках ведущих формульных серий Америки (если учитывать его достижения в Champ Car, который в конечном счете слился с IndyCar), а для скромной команды Dale Coyne Racing – всего четвертым в ее истории.

Пажено финишировал вторым, оформив, таким образом, по итогам первой гонки сезона французский дубль. Тройку призеров дополнил Диксон, который после финиша был крайне недоволен ситуацией с желтыми флагами, ведь он оказался одним из тех, кто из-за этого потерял много времени. Следом практически одновременно финишную линию пересекли два пилота Andretti Autosport – причем японец Такума Сато пропустил своего американского напарника Райана Хантер-Рея на финальном круге.

Чемпион 2012 года стал одним из героев гонки – на воскресной разминке перед гонкой на его машине «провалилась» тормозная педаль, и Хантер-Рей лишь чудом избежал серьезной аварии. В самом начале ему пришлось заезжать к механикам, чтобы устроить появившиеся после ремонта машины вибрации в двигателе. Благодаря автомобилю безопасности Райану удалось остаться в лидирующем круге, а затем он совершил красивый прорыв в первую пятерку.

Таким образом, первый этап IndyCar завершился в пользу Honda – японскому производителю досталась не только победа, но и целых семь мест в первой десятке, которую дополнили Элио Кастроневес (Penske-Chevrolet), Марко Андретти (Andretti-Honda), Джозеф Ньюгарден (Penske-Chevrolet), Джеймс Хинчклифф (SPM-Honda) и напарник Бурдэ по команде DCR-Honda Эд Джонс, который завершил свою дебютную гонку в IndyCar на великолепном десятом месте.

Сложное начало для Алёшина

5_.jpg

А какое же отношение к триумфу Бурдэ имеет Михаил Алёшин, спросит внимательный читатель, заинтригованный заголовком этой статьи. Дело в том, что вторая фаза желтых флагов, которая по большему счету и предопределила исход гонки, была вызвана именно российским пилотом. Точнее, его инцидентом с Тони Канааном.

Уик-энд с самого начала складывался для Алёшина не лучшим образом – пилоту программы SMP Racing никак не удавалось нащупать правильный баланс машины. По итогам квалификации он оказался 17-м, а уже на первом круге после отличного старта получил удар от одного из соперников и вынужден был отправиться к механикам для замены заднего антикрыла.

Российский пилот постепенно отыгрывался, но при попытке опередить выехавшего после пит-стопа на холодных шинах Канаана столкнулся с неуступчивым бразильским ветераном из команды Ganassi – и на этот раз повредил переднее антикрыло, что также потребовало внепланового визита в «гаражный переулок». Именно обломки от машин Алёшина и Канаана вынудили судей выпустить в один из ключевых моментов гонки на трассу автомобиль безопасности.

После двух инцидентов рассчитывать на высокую позицию российский пилот уже не мог – в итоге он финишировал 14-м в круге отставания от победившего Бурдэ. Тем не менее, первые очки в сезоне заработаны и приобретен важный опыт, который наверняка поможет Михаилу и его команде Schmidt Peterson Motorsports выступить лучше на следующем этапе, который пройдет почти через месяц, 9 апреля на другой городской трассе – знаменитом кольце в калифорнийском Лонг-Бич.

6_.jpg

Сергей Беднарук специально для SMP Racing
другие статьи