Рейтинг молодежных программ команд Формулы 1

30 апреля 2020/

Онлайн-издание The Race опубликовало свой рейтинг молодежных программ, которые существуют при командах Формулы 1. Лидером оказалась Ferrari Driver Academy, в которую входит пилот программы SMP Racing Роберт Шварцман.

Впрочем, интересны и другие участники рейтинга, которые позволят лучше понять расстановку сил на гоночных трассах в ближайшие несколько лет. The Race насчитало девять программ и оценило проделанную ими работу по поиску юных талантов.

«8-9 места. Racing Point / McLaren

Пилоты: нет.

01.jpg

В качестве наследства от Force India у базирующейся в Сильверстоуне Racing Point сохранились спонсорская поддержка индийского «один на миллиард» таланта Джехана Дарувалы и тесные связи с бывшей командой GP2 Hilmer Motorsport. В последние годы это наименее заметная молодежная программа, хотя периодически она отдает свободные практики пилотам вроде Альфонсо Селиса, Николаса Латифи и Никиты Мазепина. Впрочем, последующая смена владельца и переход под крыло Aston Martin возможно укрепят связи с собственной академией британской марки, которая в настоящее время сфокусирована на GT – AMR Driver Academy.

Традиционно McLaren всегда была более активна, но в настоящее время ее молодежный состав – и ее «копия» в IndyCar, – значит не более, чем обязательную необходимость в наличии юниоров. Возможно, это отражает тот факт, что в список пилотов молодежной программы включен всего один пилот, а также еще один, который уже перешел в другой проект Ф1.

7. Haas

Пилоты: Пьетро Фиттипальди (Super Formula), Луи Делетраз (F2).

02.jpg

За время своего пребывания в Формуле 1 Haas выпустила только трех спортсменов, у которых уже имелся опыт выступления в Ф1. Также два года назад у команды на должности гонщика по развитию было два пилота – Сантино Ферруччи и Арджун Майни, но интересно, что после года в Формуле 2 они оба пошли дальше.

В настоящее время у Haas есть два гонщика на позициях резервного и тест-пилота – Луи Делетраз и Пьетро Фиттипальди, которые уже давно известны по молодежным сериям. И хотя оба завоевали титулы в «формулах» (Фиттипальди выиграл Formula 3.5, базирующуюся в Великобритании Formula Renault, а в межсезонье – MRF Challenge; Делетраз стал чемпионом Formula Renault NEC), а Делетраз в этом году начнет свой четвертый сезон в Формуле 2, сложно сказать, как это поможет Haas изменить текущий способ отбирать опытных пилотов.

6. Alfa Romeo

Пилоты: Татьяна Кальдерон (Super Formula), Гарри Томпсон (картинг), Мигель Коста (картинг), Кристиан Хо (картинг).

03.jpg

Команда Sauber представлена в Формуле 1 под именем Alfa Romeo, но в прошлом году большое количество ведущих пилотов в Формуле 4 выступали под ее прежним брендом – Sauber Junior Team. В том числе и многообещающий чемпион ADAC F4 Тео Пуршара и брат Шарля Леклера Артур. Но нет ни одного намека на продолжение работы этой схемы в 2020 году, к тому же младший Леклер уже присоединился к Ferrari Driver Academy.

Sauber Karting Team, появившаяся в 2019 году в сотрудничестве с Kart Republic и ведущим специалистом в картинге Дино Кьеза, продолжит свое существование и в этом сезоне. Команда пополнилась еще двумя именами – это выходец из молодежной программы Red Bull Гарри Томпсон и Мигель Коста.

В январе Томпсон уже завоевал третье место в классе OK на одноэтапном WSK Champions Cup. Перспективный сингапурец Кристиан Хо, попавший в программу в прошлом году, также финишировал третьим в этом соревновании, но в младшем классе OKJ. Будучи вице-чемпионом FIA Karting Academy Trophy, он может стать ценным приобретением, если продолжит выступать в «формулах» в том же духе.

Татьяна Кальдерон значится в Alfa Romeo F1 в качестве тест-пилота и гонщика по развитию и в этом году собирается выступать в Super Formula. Резервным пилотом команды будет Роберт Кубица.

5. Mercedes

Пилоты: Пол Арон (Eurocup), Андреа Кими Антонелли (картинг), Алекс Пауэлл (картинг).

04.jpg

Каждый гонщик Формулы 1 хотел бы выступать за Mercedes, так что команда не так уж сильно нуждается в молодежной программе. Впрочем, ведущий в гонках Гран-при коллектив в последние годы несколько сбавили обороты в этом вопросе – из более чем 30 пилотов в случае необходимости на замену могут прийти только Джордж Рассел из Williams и Эстебан Окон, числящийся в Renault, но сохранивший хорошие отношения с командой.

И нет ни одного протеже Mercedes на ступеньку ниже Формулы 1, разве что на несколько уровней вниз – им можно назвать успешного новичка Формулы 4 Пола Арона, брата участника бывшей Европейской Формулы 3 Ральфа Арона.

Кроме того, еще есть картингист Андреа Кими Антонелли, протеже Нико Росберга, который провел выдающийся сезон в различных международных картинговых соревнованиях, выступая в классе OKJ. Из спортсменов, едущих уровнем ниже OKJ, Mercedes привлек ямайского картингиста Алекса Пауэлла.

4. Williams

Пилоты: Джек Эйткен (Формула 2), Дэн Тиктум (Формула 2), Рой Ниссани (Формула 2), Джейми Чедвик (W Series).

05.jpg

В последнее время Williams активизировалась на рынке молодежных серий и в межсезонье сделала два важных приобретения – это гонщики Формулы 2 Дэн Тиктум и Джек Эйткен.

Тиктум, также получивший должность пилота по развитию, - спорная фигура еще со времени его исключения из Формулы 4. Однако впоследствии в «формулах» он смог заработать и хорошие отзывы. И хотя он был вычеркнут из программы Red Bull, его выступления в Super Formula, две победы в Макао, вице-чемпионство в Европейской Формуле 3 и борьба с Ландо Норрисом в первых рядах британской Формулы 4 добавили веса в его резюме.

Эйткен преодолел порог в 40 очков, необходимых для суперлицензии, и в качестве серьезного дополнения получил должность резервного пилота в Renault – и всё это после впечатляющего второго года выступлений в Формуле 2 за откровенно слабую команду Campos.

Наравне с Тиктумом и Эйткеном список пилотов Формулы 2 в 2020 году дополнит Рой Ниссани, который присоединился к Williams в роли тест-пилота. Израильский гонщик умело пользуется моментом в «формулах» - он уже выиграл ADAC Formel Maserts и Formula 3.5, хотя этого, конечно, еще недостаточно, чтобы он оказался в списке вероятных претендентов на место в Формуле 1.

Наконец, Джейми Чедвик, которую включили в программу за ее чемпионский титул в W Series и намерение повторить этот результат в женской серии в этом году. Впрочем, ее готовность к Формуле 1 еще надо подтвердить выступлениями в Формуле 3 или Формуле 2.

3. Renault

Пилоты: Гуанью Чжоу (Формула 2), Кристиан Лундгор (Формула 2), Макс Фьютрелл (Формула 3), Оскар Пиастри (Формула 3), Кайо Коллет (Eurocup), Адриен Давид (Eurocup).

06.jpg

Академия Renault, перезапущенная в 2016 году, постоянно пополняется пилотами из серии Eurocup, которую продолжает поддерживать французский бренд.

В прошлом году со второй попытки серию выиграл Оскар Пиастри, благодаря чему австралиец попал под крыло Renault и патронаж Марка Уэббера и получил место в лидирующей в Формуле 3 команде Prema.

Макс Фьютрелл, которого Пиастри в Eurocup опередил в борьбе за чемпионский титул, в этом году останется в Формуле 3. В этом чемпионате он дебютировал в 2019 году и успел дважды подняться на подиум. Его преследователем выступал бывший соперник по Eurocup Кристиан Лундгор, теперь представляющий команду ART.

И хотя, возможно, гоночному миру он больше известен своими ролями камео на некоторых заметных мероприятиях Формулы 1 прошлого года, Лундгор является протеже Renault с самого начала своей карьеры в «формулах» и каждый год переходит из одной категории в другую. В этом году он будет выступать в Формуле 2 за ART.

07.jpg

В 2019 году Renault также представляли Антуан Юбер и Чжоу Гуаньюй, оба выступавшие в Формуле 2. Первый выиграл две гонки, а второй четыре раза поднимался на подиум и продолжит участвовать в чемпионате и в текущем году. Ранее Чжоу входил в Ferrari Driver Academy, в марте стал победителем первого виртуального Гран-при Формулы 1, и вероятнее всего он самый подготовленный к Формуле 1 пилот из числа участников молодежной программы Renault. Это подчеркивает и его статус тест-пилота.

Что касается Eurocup, то у Renault есть два молодых пилота в этой серии: Кайо Коллет, который проведет в ней второй сезон, и чемпион французской Формулы 4 Адриен Давид. Этот перечень также должен был включать Виктора Мартинса, который в 2020 году к общему удивлению исчез из списка Renault. Французское дарование было включено в программу в 2018 году и провело два хороших сезона.

2. Red Bull

Пилоты: Юри Випс (Super Formula), Сержиу Сетте Камара (Super Formula), Юки Цунода (Формула 2), Джехан Дарувала (Формула 2), Деннис Хаугер (Формула 3), Лиам Лоусон (Формула 3), Игорь Фрага (Формула 3), Джек Дуан (Формула 3), Джонни Эдган (Формула 4), Джек Крофорд (F4).

08.jpg

Молодежную политику Red Bull вероятно лучше всего описать словом «спонтанная». Пожалуй, такая характеристика наиболее точно отражает их действия, когда они вновь берут в Формулу 1 тех пилотов, кого сами ранее вычеркнули из программы: Брендона Хартли, Даниила Квята, Алекса Албона – чтобы посадить в Toro Rosso/AlphaTauri. Причем они совершенно не сожалеют о таком подходе, тем более что последний подтвердил свой успех.

Тем не менее их список 2020 года весьма внушительный – как по количеству, так и уровню талантов в нем, причем он охватывает практически все уровни молодежных серий.

В этом году в Формуле 2 за команду Carlin должен дебютировать спонсируемый Honda Юки Цунода, сразу после своего первого и весьма впечатляющего сезона в Европе. Его напарником будет Джехан Дарувала, только что присоединившийся к Red Bull Junior Team. Он стал чем-то вроде неожиданного прибавления, поскольку выступает в европейских молодежных сериях с 2015 года и всегда показывал хорошие результаты. Впрочем, нет ничего неожиданного, что в результате он оказался вознагражден за свой хороший сезон и третье место в Формуле 3. Конечно, для обоих финальная цель пути – Формула 1.

Строчкой ниже Дарувалы в личном зачете Формулы 3 в 2019 году финишировал Юри Випс, который долго считался вероятным дебютантом Формулы 1. Похоже, теперь ему предстоит пойти по пути Пьера Гасли и попасть в Ф1 через участие в Super Formula.

09.jpg

Еще один новичок Super Formula – Серджиу Сетте Камара, который также может побороться в 2021 году за место в Red Bull. Он ушел из McLaren, чтобы занять место резервного пилота в главной команде производителя энергетических напитков и AlphaTauri. Сетте Камара был частью Red Bull Junior Team до 2016 года, и хотя после одного достаточно среднего сезона его отчислили из программы, он смог укрепить свои позиции тремя уверенными годами в Формуле 2.

Ни один из этих четверых не равен Себастьяну Феттелю или Максу Ферстаппену (хотя, конечно, нельзя знать наверняка), но один или двое из них должны доказать, что достаточно хороши, чтобы при необходимости занять место в AlphaTauri.

В Формуле 3 сезона-2020 Red Bull будет представлен четырьмя пилотами: Лиамом Лоусоном и Деннисом Хаугером – в Hitech, Джеком Дуаном – в HWA, Игорем Фрага – в Charouz.

Лоусон, Дуан и Хаугер – уже знакомые лица в Red Bull Junior Team. Причем последний, вероятно, самый перспективный из них, если судить по его прошлогоднему выступлению в Формуле 4, включая завоеванный титул в итальянской серии. В то же время Фрага – весьма любопытное приобретение: ранее он выступал в киберспорте и стал победителем первого соревнования Gran Turismo Nations Cup. А в межсезонье он зарекомендовал себя как талантливый претендент на Формулу 1 после того, как опередил Лоусона в борьбе за чемпионский титул в новозеландской Toyota Racing Series.

1. Ferrari

Пилоты: Мик Шумахер (Формула 2), Джулиано Алези (Формула 2), Каллум Айлотт (Формула 2), Маркус Армстронг (Формула 2), Роберт Шварцман (Формула 2), Энцо Фиттипальди (Формула 3), Джанлука Петеркоф (FRegional), Артур Леклер (FRegional), Дино Беганович (Формула 4).

10.jpg

Главный предмет гордости молодежной программы Ferrari за последние два года – история успеха Шарля Леклера. И первое место в рейтинге The Race зависит не от численного превосходства участников программы, а от их успехов.

Надо сказать, количество участников также является одним из факторов, поскольку пять талантливых гонщиков на стартовой решетке Формулы 2 в 2020 году явно означает, что в случае необходимости Ferrari без труда найдет пилота на место в Alfa Romeo.

Мик Шумахер, сын семикратного чемпиона и легенды Ferrari Михаэля, - самый ожидаемый болельщиками претендент на место в Формуле 1 в будущем, к тому же, выиграв титул в Европейской Формуле 3 в 2018 году, он заработал суперлицензию. В своем дебютном сезоне в Формуле 2 в 2019 году он уступил нескольким другим новичкам, поэтому должен улучшить свои показатели в чемпионате.

Среди этих дебютантов был и несколько загадочный Каллум Айлотт, который демонстрировал вспышки великолепного пилотажа в каждом «формульном» сезоне – с самого начала, как только перешагнул в 2015 году из картинга в Европейскую Формулу 3, прямо как Макс Ферстаппен, – но никогда не проводил на таком высоком уровне полный сезон.

Помимо Шумахера и Айлотта, еще один «второгодник» Формулы 2 – Джулиано Алези, который тоже имеет на своем счету много побед в GP3, хотя пока и не повторил достижения своего дебютного уикенда во французской Формуле 4, когда дважды выиграл гонки, стартуя с поул-позиции.

11.jpg

Еще два бриллианта в короне Ferrari – пара соперников за титул в Формуле 3 2019 года: Роберт Шварцман в Prema (вместе с Шумахером) и Маркус Армстронг в ART (в напарниках с Лундгаром из Renault).

Действующий чемпион Формулы 3 Шварцман – настоящее открытие: в Европейской Формуле 3 в 2018 году он финишировал позади Шумахера, а в 2019 году подтвердил свой новоявленный статус уверенной победой в сезоне.

Конечно, этому способствовало общее превосходство Prema, но и Армстронг был частью той же самой команды и финишировал в сезоне вторым, уступив Шварцману чуть более 50 очков. Тот же набирал баллы с завидной регулярностью.

Армстронга по-прежнему рано вычеркивать из гонки за место в Формуле 1, особенно в свете его картинговой карьеры, титула в итальянской Формуле 4 и всего опыта выступлений в международных «формульных» сериях.

И если все они совершат прорыв в 2020 году, Ferrari столкнется с серьезной головной болью – кого же взять в Формулу 1 в 2021 году. Впрочем, это как раз та головная боль, ради которой все молодежные программы и создаются».


Источник: The Race.
Фотографии: The Race.
другие статьи