Тренер в автоспорте. Наставник, друг, всевидящее око и самый строгий судья. Каково это — находить и воспитывать молодые таланты и отправлять их во «взрослую» гоночную жизнь?
В соревнованиях на первом плане всегда спортсмены. Зритель следит за их выступлениями, сопереживает ошибкам и празднует их победы. Однако за всем этим скрывается титанический труд не только спортсмена, но и тренера. Есть такие люди и в автоспорте. В молодежной программе SMP Racing одна из них – Мария Бадалова, которая уже десять лет растит пилотов от картинга до «формул».По собственному признанию, Мария «заболела» гонками еще в 1992 году, с первой телетрансляции Гран-при Формулы 1 в России. Однако путь в автоспорт занял около двух десятилетий. Девушка успела получить юридическое образование, поработать помощником мэра Петрозаводска и руководителем направления в управлении корпоративной недвижимостью холдинга АСТ, крупнейшего издательства в России. И вот наконец представился случай реализовать свою детскую мечту.
Мария Бадалова: Работа в автоспорте началась для меня в декабре 2010 года, когда мне позвонил мой давний друг Андрей Лось (журналист F1News – прим. ред.) и попросил встретиться с Петром Алешиным. Обстоятельства были печальные: незадолго до этого разбился наш с ним общий друг Андрей Ларинин – создатель российского журнала GrandPrix и главный редактор отечественной версии британского журнала F1Racing. Он как раз работал с молодежью в программе поддержки и развития российского автоспорта «Наша Формула», созданной Петром Алешиным. Петр предложил мне временно заменить его. Моя задача была закрыть прошедший сезон перед спонсорами и начать подготовку нового сезона для российских картингистов. Я была счастлива. Тогда начала сбываться моя детская мечта – работать в автоспорте. Я была большим фанатом Формулы 1 еще с того времени, когда ее только начали показывать в России. Эта страсть и свела меня в конце 1990-х годов в городе Петрозаводске с двумя Андреями – Лосем и Ларининым. А в 2013 году появилась программа SMP Racing, и я пришла туда вместе с Петром Алешиным и пилотами, с которыми мы работали на тот момент: Егором Оруджевым, Матевосом Исаакяном, Владимиром Атоевым и другими.
- В чем заключается ваша работа на соревнованиях и вне соревнований?
За эти годы я чем только ни занималась – от PR до работы тренером. Раньше меня можно было регулярно встретить в паддоке российского картинга: работала с пилотами SMP Racing и присматривала новые таланты. Затем появился паддок SMP F4, и моя работа почти полностью была сосредоточена на российских пилотах в этой серии. Там я была гоночным инженером, а в 2019 году акцент сместился больше на тренерские функции, поскольку появилось сразу три ответственных направления: Александр Смоляр в Еврокубке Формулы Рено, Михаэль Белов в итальянской Формуле 4 и Ирина Сидоркова в испанской Формуле 4.
Представьте, что вы впервые приезжаете на автодром. Никогда прежде не сидели в «формуле», не включали первую передачу, не пробовали тронуться с места и выехать из боксов. А перед этим всем нужно подогнать под себя педали, сиденье. Потом впервые обойти трассу и увидеть своими глазами все повороты. Выучить передачи, точки торможения, точки поворотов руля. Во все эти моменты я рядом с пилотом и отвечаю на каждый возникающий вопрос. Я всегда наблюдаю работу гонщика на трассе, вместе с ним и командой обсуждаем, где и что можно улучшить, в зависимости от цели продумываем стратегию, разбираем дату, онборды. Помогаю ребятам в коммуникации с командами, поскольку еще не у всех английский язык на продвинутом уровне, чтобы максимально точно использовать техническую терминологию.
Поскольку большинство моих спортсменов несовершеннолетние, то я сопровождаю их в поездках в Европе: от простых трансферов аэропорт-отель-трасса до организации их отдыха и восстановления между тренировочными или гоночными днями. Представляю интересы пилотов на трассе по доверенности от родителей, хожу с ними на административные проверки. Помогаю им в бытовых вопросах: съездить в магазин, в аптеку, купить что-то из экипировки. Много общаюсь с родителями пилотов, объясняю им, что и как устроено в автоспорте, поскольку им все интересно, они хотят быть частью процесса.
- Вы сказали, что в 2019 году у вас было больше тренерских функций. Получается, прошедший год отличался от предыдущих сезонов?
Да, он был особенным – я впервые работала полноценный сезон с пилотом в Еврокубке Формулы Рено. Раньше мой функционал всегда ограничивался картингом, Формулой 4 и межсезонными тестами Формулы Рено 2.0, я редко выезжала со спортсменами «старших» серий. Александр Смоляр, которого я начала тренировать в 2016 году в Формуле 4, попросил Петра Алёшина, чтобы мы продолжили совместную работу в сезоне-2019. И Петр поддержал. В то же время я с огромным удовольствием вернулась на два столичных этапа российской Формулы 4, потому что мне очень нравится тренировать пилотов этой категории.
- Со сколькими пилотами вы работали за эти годы?
Сходу назвать количество затруднюсь, но их достаточно много, ведь я работала в молодежной программе SMP Racing и занималась нашими юниорами, начиная с российского картинга и заканчивая ребятами, которые приходили в российский чемпионат Формулы 4. В SMP Formula 4 NEZ мы провели четыре полных сезона и один сезон российского чемпионата Формула 4, и каждый сезон у меня было 7-10 пилотов. В картинге порядка 6-8 подопечных каждый сезон, которыми я занималась достаточно много. Пилоты SMP Racing выступали во французской Формуле 4 с 2013 по 2015 год – там у нас было много подиумов и побед. Я помню всех пилотов, с кем работала с момента появления SMP Racing. Они теперь выросли в серьезных спортсменов, а Володя Атоев, например, работает с нашими картингистами в молодежной программе.
- Кем из своих воспитанников особенно гордитесь и почему?
Пожалуй, сегодня больше всего я горжусь достижениями своих воспитанников и результатами своей работы в сезоне-2019. Это победа Александра Смоляра в Монако и в целом его год в Еврокубке Формулы Рено. Сезон был непростым, эмоционально сложным, и то, как мы справились, что мы преодолели и прошли за эти десять этапов, – для меня повод для гордости. Это и четвертый результат Михаэля Белова в итальянской Формуле 4. Было непросто стать четвертым среди сорока пилотов в серьезном европейском чемпионате, тем более что у Белова до этого не было опыта участия в соревнованиях подобного уровня. Случалось много разного, с чем приходилось справляться по ходу сезона. Михаэль рос, менялся, и я считаю, показал отличный результат. Рост и попадание в женскую W Series Ирины Сидорковой – еще одно достижение, которое достойно внимания.
- Обычно в качестве наставников пилотов выступают бывшие гонщики. Они знают трассы и гоночную технику. А как к вам пришли эти знания?
Ко мне эти знания пришли с опытом и благодаря тому, что мне интересны все составляющие этого вида спорта: как работает разная резина, как настраивать баланс, как работает команда, как происходит подготовка пилота, как осуществляется коммуникация с болельщиками и официальными лицами чемпионатов и так далее. Мне очень повезло, что жизнь свела с Петром Алёшиным, который был рад делиться любой информацией, и с Михаилом Алёшиным, который раньше часто приезжал с нами на тесты и подсказывал, рассказывал, пояснял, что и как. Потом большой опыт я получила, работая в российском чемпионате Формула 4 с финской командой Koiranen GP. Марко и Яри Койранены, Як Пипер всегда были готовы делиться информацией, советовали книги, объясняли, как читать телеметрию, как настраивать машину, как работает аэродинамика и прочее.
- Какие еще качества важны для тренера в автоспорте?
На мой взгляд, в первую очередь – умение общаться с людьми: с командой, механиками, пилотами, их родителями. Очень многое построено на твоих навыках коммуникации. Еще английский язык. Когда я пришла в автоспорт, мое знание технической лексики было абсолютно нулевым. И я готовилась, учила термины, занималась дома, в самолете, везде. Обязательно терпение – его нужно очень много. Особенно с подростками. В этой работе очень много тонких моментов, от которых зависит в итоге то, для чего мы здесь – результат.
- Как вы готовитесь к гоночным уикендам и как разбираете с пилотами заезды?
Каждый раз, выезжая на тесты или гоночный уикенд, первым делом всегда пересматриваю трассу. У меня скопилась огромная видеотека онбордов разных пилотов разных лет. По ним можно увидеть разные состояния трассы – какая она в дождь, в сухую погоду, при высокой или прохладной температуре воздуха. Я всегда иду с пилотами по треку, мы обсуждаем, кто и как проходил повороты, какие передачи выбирал, какие есть вариации, которые стоит попробовать. Работаю с командами, решаю с гоночными инженерами вопросы по настройке, когда и какую резину мы используем, новую или старую, сколько топлива заливаем, выбираем стратегию на свободную тренировку или тестовый день. После каждого заезда вместе анализируем информацию от пилота, онборд, данные с болида. Иногда вечерами с пилотами в отеле пересматриваем онборды, обсуждаем, что получилось, а что еще можно попробовать и над чем поработать. В течение дня что-то может ускользнуть из поля зрения.
- Как происходит отбор в молодёжную программу? Просматриваете ли вы лично детей в картинге?
Раньше, да, я регулярно была на каждом этапе российского чемпионата по картингу, смотрела молодых пилотов. Сейчас мне в этом больше помогает Владимир Атоев, потому что моего времени просто не хватает. И я немного скучаю по этому, иногда хочется приехать на картодром и посмотреть на юных картингистов. В основном сейчас отбор проходит на уровне пилотов Формулы 4 – это ребята, которые пришли из картинга и едут тесты на Формуле 4. Я приезжаю на трассу и работаю с ними, одновременно наблюдая за их результатами, за тем, как они проявляют себя.
- Кто, на ваш взгляд, из нынешних воспитанников молодежной программы SMP Racing самый способный и быстрее всех прогрессирует?
Они все. Потому что идёт постоянный профессиональный рост, ребята становятся взрослее, серьезнее. То, над чем и как мы работаем в межсезонье, значительно отличается от работы на последних этапах осенью и на зимних тестах. Это происходит каждый год с каждым пилотом.
- Есть ли разница в работе с мальчиками и девочками (подразумеваем Ирину Сидоркову)?
Да, существенная. Сейчас я тренирую Ирину Сидоркову. Она вторая девушка за время моей работы в Формуле 4. Первой была Милен Пономаренко, которая ехала в SMP F4 NEZ в 2017 году. В 15-16 лет у Иры подход к работе в разы серьезнее, чем у мальчиков. Она более собрана и сконцентрирована на работе с инженером, ей не нужно напоминать об обязательной разминке в начале дня и перед каждым заездом. На трассе она уступает мальчишкам только в быстрых, скоростных поворотах, потому что включается инстинкт самосохранения, который у девушек от природы сильно ярче. Что касается гоночной борьбы, то Ира умеет и любит в ней быть. В сезоне-2019 у неё было много интересных сражений за позиции. Рекомендую посмотреть ее гонку в Поль-Рикаре в начале сезона испанской Формулы 4, это было красиво. У меня есть примеры ребят, которые пробовали себя в кузовных чемпионатах, потом пытались ехать тесты в Формуле. Поверьте, это очень трудно. Ребята возвращались в «кузова». А Ира перешла и продолжает свою карьеру в формульных классах.
- Сильно привязываетесь к своим ученикам? Сложно потом отпускать их во взрослые чемпионаты?
Привязываюсь. И это в большинстве случаев взаимно. Потому что в этом и суть успеха тренера и спортсмена – правильно выстроенные отношения. На год-два-три мы становимся командой, семьей, друзьями. Мы вместе проводим больше времени, чем врозь. Я близко общаюсь с семьями, потому что родители не меньше пилотов увлечены автоспортом и болеют за детей. А отпускаю ребят всегда с радостью – это значит, что у нашей работы есть результат, и ребята идут дальше, в другие серии, чемпионаты и продолжают воплощать свои гоночные мечты. У меня появляются новички: новые пилоты, новые семьи, новые друзья. Я до сих пор общаюсь почти со всеми своими спортсменами и их родителями. Мы встречаемся на кофе, обеды, да просто поговорить.
- Как думаете, в каком году мы увидим одного из ваших воспитанников в Формуле 1?
Желаю, чтобы это был Александр Смоляр в 2024 году.
- Какие гоночные серии вам нравятся больше всего? За чем постоянно следите?
Все молодежные чемпионаты: четыре национальных чемпионата Формулы 4 (итальянский, немецкий, испанский и французский), Еврокубок Формулы Рено. Реже – Формулу 3 и Формулу 2. В прошлом сезоне все этапы Формулы 1 смотрела в записи, уже зная результаты. Просто потому что не хватает времени и возможности смотреть их в прямом эфире. А самой зрелищной, на мой взгляд, была Мировая серия Рено 3.5. Очень жаль, что этот чемпионат не сохранился.
- Как много времени в году проводите в разъездах? Насколько тяжело это? Или такой образ жизни вам нравится и уже с трудом представляете себе другой?
Очень много, почти 10 месяцев. Традиционно сезон длится с февраля примерно до середины декабря. Это трудно. Больше всего скучаю по дому и домашней еде. Я пропускаю большинство дней рождений моих близких, важные события, кинопремьеры, концерты и просто дружеские посиделки. Держусь за счёт результатов от работы с пилотами и поддержки семьи и близких друзей. Очень благородна моим близким за прошедший сезон. Он был одним из самых сложных с точки зрения эмоций, ресурсов и результатов.
- В каких местах планеты вы еще не побывали и куда хотелось бы съездить?
Не была в США. Хочется посмотреть американские трассы, машину IndyCar в действии.
- Есть ли у вас хобби? Остается время на какие-то увлечения?
Времени очень мало, и оно есть только в межсезонье. Несколько лет назад занималась большим теннисом, но для поддержания формы требуется больше тренировок. Недавно перешла на пляжный теннис, и мне очень нравится, даже любительские турниры начала играть. Летом езжу плавать в открытый бассейн в Лужниках.
- Сами ездите на карте? Соревновались когда-нибудь со своими подопечными? И кто выигрывает обычно?
Я у них на симуляторе даже выиграть не могу, на карте совсем без шансов. Но как хобби – ездила в прокатном картинге и даже участвовала в любительском Кубке Москвы среди девушек.